Семинар – практикум для педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения Могилевской области

В настоящее время роль компьютерных технологий в системе специального образования выходит за пределы традиционной роли средства обучения. Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики:
-разработку педагогических инструментов для выявления соответствия между обучением и развитием ребёнка;
-создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов;
-проектирование новых содержательных областей специального образования;
-разработку новых способов качественной индивидуализации обучения.
28 ноября на базе УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа – интернат для детей с нарушениями зрения» прошёл семинар – практикум для педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения Могилевской области. В работе семинара принятии участие специалисты Гомельской, Минской и Брестской областей.
Открывая семинар, Ступакова Жанна Михайловна, начальник отдела охраны прав детства и специального образования УО «Могилёвский государственный областной институт развития образования», отметила, что он проходит в рамках реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования».
Гаманович Виктория Эуардовна, заведующая учебной лабораторией по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка», рассказала о разнообразии электронных средств обучения, используемых педагогами в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Она отметила, что использование информационных ресурсов в учебном процессе помогает осуществлять процесс коммуникации и взаимодействия обучающихся с особенностями психофизического развития со сверстниками; предоставляет доступ к информационным ресурсам в наиболее удобном формате; повышает мотивацию учащихся к учебной и познавательной деятельности.
Веретенников Игорь Владимирович, старший преподаватель кафедры дефектологии ГУО «Академия последипломного образования», в своём выступлении остановился на обучении компьютерной грамотности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, акцентировал внимание слушателей на том, что образовательный процесс в современном обществе включает работу на компьютере, в котором есть приспособления для детей с различными психофизическими нарушениями развития. Игорь Владимирович рассказал о программе и методике первоначального обучения ребенка работе за персональным компьютером, оснащенным речевым интерфейсом, о специфике применения персонального компьютера в условиях надомного обучения детей с тяжелыми нарушениями зрения, разработана
Пименов Олег Геннадьевич, заместитель декана по учебной работе факультета специального образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка», рассказал о современных средствах коммуникации в развитии коммуникативного потенциала старших школьников с нарушением зрения. В ходе выступления его выступления участники семинара обсудили проблемы организации интерактивного общения учащихся, повышения информационной компетентности педагогов и др.
С информацией об использовании электронных средств обучения в УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» выступила заместитель директора по методической работе Савчук Ирина Леонидовна. Она отметила, что для обеспечения возможности доступа к современным информационным ресурсам людей с нарушениями зрения в качестве «обходного пути» используется представление информации в слуховой и тактильной модальности. Этой цели служат программы экранного чтения, речевые синтезаторы, тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средствами вывода рельефно-графической информации. Выступление сопровождалось демонстрацией записей уроков с использованием интерактивной доски, презентаций, работой на компьютерах.
В рамках семинара был проведен мастер-класс «Использование инструментальных сред для создания электронных средств обучения для детей с нарушениями зрения», который провёл Гордейко Владимир Викторович, старший преподаватель кафедры тифлопедагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка». Было организовано обучение по созданию элементарных обучающих презентации для организации обучения обучающихся с нарушениями зрения.
Филиппов Фёдор Михайлович, учитель физики и информатики ГУО «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушениями зрения», поделился опытом использования интерактивной доски и специальных программ в своей педагогической практике. На прошедшем мастер-классе участники семинара имели возможность приобрести элементарные навыки работы с электронной доской.
В заключении участники семинара ещё раз отметили, что область применения информационных технологий, электронных средств обучения в обучении детей с особенностями психофизического развития достаточно широка и разнообразна. Они помогают оптимизировать процесс обучения, облегчают процесс коммуникации, позволяют детям с ОПФР реализовать свои способности, способствуют расширению их социальных связей.

Жанна Михайловна Ступакова, начальник отдела охраны прав детства и специального образования, тел. (0222) 26-55-04, e-mail: tsisjm [at] rambler.ru
Смотрите фотоотчёт