Семинар «Проектная и исследовательская деятельность как ресурс развития личности педагога и ребенка» для педагогических работников учреждений общего среднего образования

В настоящее время происходящие глобальные изменения в различных сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, а также перехода на новые формы работы.

10 апреля 2020 г. методист отдела педагогических инноваций учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» Сарвира Е.И. совместно с коллективом педагогов государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Могилева» подготовили семинар по теме «Проектная и исследовательская деятельность как ресурс развития личности педагога и ребенка» в заочной форме.

В начале любого мероприятия на базе учреждения образования происходит представление деятельности данного учреждения, так называемая «визитная карточка».

«Визитную карточку» государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Могилева» представила заместитель директора по учебной работе Селявко И.Л. В настоящее время в школе обучается более 890 учащихся. Образовательный процесс осуществляют 79 педагогических работников, из числа которых первую и высшую квалификационные категории имеют более 75%. Подробную информацию о деятельности школы можно узнать, посмотрев видеопрезентацию, представленную в материалах семинара.

Заместитель директора по учебной работе Карпина Е.А. показала систему работы учреждения образования по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе школы.

Елена Александровна рассказала о деятельности школьного центра по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися «Путь к успеху», среди основных направлений работы которого можно отметить постоянно действующий семинар для педагогов «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике», функционирование научного общества учащихся «Умники и умницы», а также организацию занятий для учащихся по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным, исследовательским конкурсам и др.

Радевич Т.В., учитель географии, подготовила мастер-класс «Организация исследовательской деятельности как одна из форм работы с мотивированными и одаренными учащимися». Тамара Викторовна отметила: «Организовать исследование и увлечь этим процессом учащихся можно только в том случае, если педагог сам творчески подходит к его подготовке и может научить учащихся поверить в свои силы». В практической части мастер-класса участники могут попробовать себя в разных ролях: учителя, учащегося или члена жюри конкурса.

Шараева И.В., учитель белорусского языка и литературы, на примере работы «Праблема папулярызацыі беларускай літаратуры сярод навучэнцаў дзяржаўнай установы адукацыі «Сярэдняя школа № 41 г. Магілёва» рассказала, как сотворчество учащихся и педагога может стать ресурсом развития исследовательских компетенций всех участников образовательного процесса.

В целях популяризации белорусского языка и литературы Ирина Васильевна совместно со своими воспитанниками организовала и провела ряд интересных мероприятий: познавательную игру «Кубік гісторый», выставку «Таленты роднай зямлі», фотоконкурс «Я люблю беларускую кнігу», чтение стихов на остановках общественного транспорта «Хвілінкі паэзіі» (записи чтений можно посмотреть на сайте школы) и др.

В перспективе планируется создание фотовыставки «Людзі паспяховыя ЧЫТАЮЦЬ!», а также роликов-буктрейлеров по написанным сценариям к популярным художественным произведениям.

«Творческие идеи учителя положительно влияют на учащихся, способствуют их пониманию художественных образов. Совместное творчество взаимно обогащает как учащихся, так и педагога», – отмечает Ирина Васильевна.

Учитель начальных классов Ильина Н.М. представила свой опыт работы по использованию исследовательского метода обучения на уроках. Наталья Михайловна считает, что для развития познавательного интереса учащихся и включения их в исследовательскую деятельность нужно использовать разнообразные приемы и методы. Например, система заданий, которые Наталья Михайловна применяет на уроках «Человек и мир», включает в себя следующие виды: загадки, «философские задачи», перепутанные логические цепочки, дидактические игры, презентации и т.д. По ее мнению, именно школьный курс предмета «Человек и мир» обладает широкими возможностями по формированию исследовательских умений у младших школьников.

Интересным фрагментом семинара являются материалы выступления учащихся школы с презентациями работ: «Ох, уж эти фразеологизмы!» (Евстрадимов Вадим и Азарков Кирилл, учащиеся IV класса) и «Тэма працы ў фальклоры вуснай народнай творчасці» (Целобенок Ника и Масленков Вениамин, учащиеся II класса).

Таким образом, исследовательская деятельность является эффективным способом достижения цели и реализации миссии современной школы – научить учащихся самостоятельно получать знания, творчески мыслить, ставить и решать проблемы, используя сведения из различных областей науки. В заключение можно привести цитату немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Более подробно с материалами семинара можно ознакомиться на сайте МГОИРО по ссылке http://www.mogileviro.by/ru/node/56.

Сарвира Елена Ивановна, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71, email: innov [at] mogileviro.by, innowazii [at] tut.by.