Проведение круглого стола для педагогических работников учреждений общего среднего образования по теме «Социально-личностное развитие учащихся учреждений общего среднего образования в условиях исследовательской деятельности»

20 ноября 2019 года в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» для педагогических работников учреждений общего среднего образования был организован и проведен круглый стол по теме «Социально-личностное развитие учащихся учреждений общего среднего образования в условиях исследовательской деятельности».

В приветственном слове к участникам мероприятия начальник отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» Дыбаль Наталья Александровна отметила значение исследовательской деятельности в социально-личностном развитии учащихся и указала на важность создания соответствующих условий.

Круглый стол стал дискуссионной площадкой для обсуждения ряда актуальных вопросов:

  • какие качества и умения должны проявлять учащиеся в процессе исследовательской деятельности,
  • каковы должны быть социально-личностные компетентности у педагогов,
  • какие условия необходимы для успешной реализации исследовательской деятельности в учреждении общего среднего образования и др.

Сарвира Елена Ивановна, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», рассказала педагогам о теоретических и методических подходах к формированию социально-личностных компетенций учащихся в исследовательской деятельности.

Следует отметить, что социально-личностные компетенции учащихся представляют собой интегративное личностное образование, включающее базовые знания, умения, ценностно-оценочные отношения, опыт взаимодействия с миром, другими людьми, собой, необходимые учащимся для успешной социализации и индивидуализации в образовательном процессе. Модель формирования социально-личностных компетенций учащихся в исследовательской деятельности включает три блока (методологический, дидактический и диагностический), подчиненные общей цели повышения уровня сформированности социально-личностных компетенций учащихся.

Красикова Алла Ивановна, учитель географии ГУО «Средняя школа № 40 г.Могилева», представила вниманию участников мероприятия общедидактические и практические подходы к организации исследовательской деятельности учащихся.
Алла Ивановна подчеркнула, что социально-личностное развитие учащихся – одно из ведущих направлений образовательного процесса. Основным признаком развитой социально-личностной компетенции является диалогичность. Формирование компетенций учащихся осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию ранее полученного опыта и приобретение нового в ходе совместной деятельности с учителем.

Успех исследовательской деятельности определяется множеством факторов, одним из которых является удачный тандем учащегося-исследователя и педагога, руководителя исследования.

Исследовательская работа предполагает наличие у учащихся таких качеств, как любознательность, интерес, стремление к самообразованию, настойчивость, честность, творческий подход. В свою очередь, наиболее важными качествами педагога-исследователя, по мнению участников круглого стола, являются оптимизм, гуманизм, справедливость, уравновешенность, требовательность к себе и другим. Существенное значение в исследовательской деятельности имеет также высокая эрудиция и коммуникабельность как педагога, так и учащегося.

Учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 18 г.Могилева» Наумова Ольга Андреевна в своем выступлении отметила, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют на сформированность волевой сферы учащихся и значимость деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.

Но творчеству, как и любому другому мастерству, нужно учиться. И начинать это обучение необходимо как можно раньше, ставя перед младшими школьниками задачи, требующие креативных решений.

Листратенко Ольга Валерьевна, учитель биологии ГУО «Средняя школа № 7 г.Могилева», осветила вопрос расширения образовательного пространства через бинарное занятие при подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
Бинарные занятия по своей природе являются одной из форм проекта, которые служат средством повышения мотивации к изучению предмета на повышенном уровне и участию в исследовательской деятельности. Кроме того, они создают условия для практического применения знаний, развивают аналитические способности и изобретательность, обладают огромным воспитательным потенциалом. Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Ольга Валерьевна отметила также, что важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.

В работе круглого стола принял участие Старовойтов Леонид Евгеньевич, доцент кафедры педагогики и психологии УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат физико-математических наук. Леонид Евгеньевич акцентировал внимание педагогов на современных требованиях к написанию работ исследовательского характера учащихся и подготовке их к участию в соответствующих конкурсах и конференциях.
Таким образом, исходя из потребности современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, необходимо формировать ключевые социально-личностные компетенции учащихся, где важное место должно отводиться исследовательскому подходу в организации образовательного процесса.

Елена Ивановна Сарвира, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71, e-mail: innov [at] mogileviro.by, innowazii [at] tut.by, skype: Отдел педагогических инноваций

Смотрите фотоотчёт