Cеминар-практикум для педагогических работников учреждений общего среднего образования по теме «Развитие исследовательских навыков обучающихся через участие в экскурсиях»

25 сентября 2019 г. с целью создания условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся в Могилевском государственном областном институте развития образования состоялся семинар-практикум по теме «Развитие исследовательских навыков обучающихся через участие в экскурсиях».

На открытии мероприятия методист отдела педагогических инноваций Сарвира Елена Ивановна отметила, что вовлеченность учащихся в исследовательскую работу является одним из методов повышения их интереса к изучаемому предмету, а также указала о важности выбора интересной и актуальной темы исследования.

В ходе семинара Анисимова Анна Васильевна, заведующий отделом музейной педагогики учреждения культуры «Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р.Романова», рассказала об использовании музейных технологий в образовательном, исследовательском и воспитательном процессе.

Следует отметить, что Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р.Романова – старейшее музейное заведение в Беларуси, которое было основано в 1867 году. Музей имеет шесть экспозиций: археологическую, природоведческую, историческую (представленную тремя этапами) и этнографическую. В настоящее время фонд музея насчитывает более 300 тысяч предметов, собранных после 1945 года (в годы Второй мировой войны все музейные коллекции погибли).

Музей ведет свою работу по следующим направлениям: экскурсии, выездные музейно-педагогические занятия, лекции, мастер-классы, литературно-музыкальные вечера, встречи.
Анна Васильевна подсказала педагогам интересные идеи для новых тем исследований и пригласила всех участников семинара к активному взаимодействию и сотрудничеству.

В настоящее время во многих учреждениях образования функционируют музеи или школьные музейные комнаты.
Так, например, учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа № 32 г.Бобруйска» Хмелева Анастасия Юрьевна рассказала о формировании исследовательских навыков обучающихся при организации работы школьной музейной комнаты «Наследие прадедов моих».

Данное учреждение образования является единственной в области инновационной площадкой по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели использования когнотехнологии (технологии дополненной реальности) с целью формирования гражданско-патриотической компетентности учащихся» (2017-2020). Соответственно, в школе когнотехнологии используются при создании видеоэкскурсий, виртуальной школьной музейной экспозиции. В Год малой родины актуальным является организация проекта «Бобруйск: страницы истории» с участием педагогов и учащихся ГУО «Средняя школа № 32 г.Бобруйска».

Беляева Галина Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 34 г.Могилева», в своем выступлении рассказала о формировании метапредметных знаний и повышении личностных результатов обучения в ходе проведения тематических экскурсий. Под руководством Галины Николаевны учащиеся школы давно и успешно занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в тематических экскурсиях и археологических раскопках. А такая работа как «Исследование Могилевского некрополя XIX-начала XX века» была отмечена дипломами не только на городском и областном, но и на республиканском и международном уровнях.

Следует отметить, что в ГУО «Средняя школа № 34 г.Могилева» на протяжении десяти лет реализуются республиканские инновационные проекты: «Внедрение авторский программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики» (2008 – 2010 гг.), «Внедрение авторских электронных средств обучения и воспитания в процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся» (2012-2015 гг.) и «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках организации и деятельности региональных виртуальных музеев» (2016-2019 гг.). Как следствие, основными продуктами инновационной деятельности школы являются разработка и создание виртуального тура по школе и музею боевой славы, а также виртуальных экскурсий (например, виртуальная экскурсия «Площадь Славы»).

Тема виртуальных туров по родному краю и по его достопримечательностям в настоящее время находится на волне популярности среди белорусской молодежи. Это современное направление в информатике и фотографии, позволяющее создать для зрителя «эффект присутствия» в заданном месте с помощью сферического снимка.
На семинаре участники также представили два мастер-класса.
Методист ГУО «Центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи г.Бобруйска» Семченко Светлана Аксентьевна показала мастер-класс «Проектирование маршрута экскурсии в рамках организации исследовательской деятельности учащихся по изучению малой родины».

Светлана Аксентьевна рассказала, что технологическая карта каждой экскурсии включает в себя следующие составляющие: маршрут экскурсии, места остановок, объекты показа, время, основное содержание экскурсии, перечень подтем и вопросов, организационные и методические указания. На основе разработанной схемы маршрута и перечня экскурсионных объектов, составленных в порядковой последовательности их показа, разрабатывается тематическая структура экскурсионного маршрута. Как практический пример, была проведена виртуальная экскурсия по Бобруйской крепости.

Кроме того, большой интерес у участников семинара вызвал мастер-класс на тему «Виртуальное путешествие «Сокровища Беларуси: неизвестное об известном», который провели для них учителя истории и обществоведения ГУО «Средняя школа № 27 г.Могилева» Шилович Наталья Леонидовна и Сулимова Елена Владимировна.
В 2015-2018 гг. ГУО «Средняя школа № 27 г.Могилева» являлась инновационной площадкой по теме проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся». Результатом работы над проектом является издание трех альманахов «Устная история. Голос из прошлого»; записи видеоинтервью со свидетелями Великой Отечественной войны; серия внеклассных мероприятий, ориентированных на использование устноисторических исследований и развитие социально-гражданских компетенций учащихся; разработка туристического маршрута на основе собранных материалов устной истории «Исторические места микрорайона Мир-2» и др.

Таким образом, проведенное мероприятие способствовало повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в работе по организации исследовательской деятельности учащихся, а также помогло участникам семинара определить новые темы исследований с учащимися.

Елена Ивановна Сарвира, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71, e-mail: innov [at] mogileviro.by, innowazii [at] tut.by, skype: Отдел педагогических инноваций

Смотрите фотоотчёт