Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы: опыт инновационной деятельности

В настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов обучения, которые формируют способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать последующие действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и уметь творчески взаимодействовать с окружающим миром. Формированию перечисленных умений способствует, в частности, проектная деятельность.

18 мая 2016 года Могилевским государственным областным институтом развития образования проведена панорама опыта по теме «Использование метода проектных задач на первой ступени общего среднего образования», на которой был представлен опыт инновационной деятельности государственных учреждений образования «Средняя школа №21 г. Могилева» и «Гимназия № 1 г. Горки» по реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования познавательной активности учащихся I ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач». Мероприятие состоялось в государственном учреждении образования «Средняя школа № 21 г. Могилева».
Методист отдела педагогических инноваций Долгая Л.П. в своём выступлении отметила, что за два года реализации проекта всеми участниками инновационной деятельности наработан эффективный опыт по следующим направлениям:
• разработана система проектных задач в образовательном процессе I ступени общего среднего образования;
• подготовлен дидактический материал для сопровождения образовательного процесса с использованием проектных задач;
• обобщен эффективный опыт внедрения модели формирования познавательной активности младших школьников;
• консультантом проекта совместно с участниками инновационной деятельности готовятся к изданию методические рекомендации по его распространению в массовую образовательную практику.

Заместитель директора по учебной работе средней школы № 21 г. Могилева Суворова О. А. представила основные направления деятельности учреждения образования по внедрению модели формирования познавательной активности учащихся первой ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач, осветила вопросы методической подготовки педагога.

Учитель начальных классов квалификационной категории «учитель-методист» государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Горки» Печёнова О. В. рассказала о проектной задаче как о средстве формирования познавательной активности учащихся на I ступени общего среднего образования. Более подробно рассмотрела структуру проектной задачи, вопросы подготовки и проведения учебного занятия, представила примеры фрагментов уроков с использованием проектных задач в 1-4 классах.

Участники панорамы посетили урок решения проектных задач учителя начальных классов средней школы № 21 г. Могилёва Валуевой И. Н. (тема «Буккроссинг: время путешествовать» 4 «Б» класс). Урок решения проектных задач – новый тип учебного занятия, который проводится перед уроками контроля и оценки. Учащиеся, отправившись в путешествие вместе с героями произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», применяли свои знания по математике, русскому языку и литературному чтению, решая проблемы, приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Опыт инновационной деятельности государственного учреждения образования «Гимназия №1 г. Горки» по внедрению модели формирования познавательной активности учащихся первой ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач был представлен на мастер классах учителей Печёновой О. В., Варавко А. И. по темам «Коммуникация – это путь к успеху», «Юные исследователи сокровищ планеты Земля».
Педагоги раскрыли вопросы формирования коммуникативных умений и навыков младших школьников, требования к организации групповой деятельности на учебных занятиях, методику проведения уроков решения проектных задач в начальных классах. А также осветили вопросы экологического воспитания младших школьников посредством решения проектных задач.

Участники панорамы опыта познакомились с материалами выставки, где были представлены конспекты занятий с использованием проектных задач, дидактический материал для сопровождения образовательного процесса.

Лариса Петровна Долгая, методист отдела педагогических инноваций УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», контактная информация: тел.: (0222) 40-03-71, e-mail: e-mail: innov [at] mogileviro.by, innowazii [at] tut.by, skype: Отдел педагогических инноваций

Смотрите фотоотчёт