Социальный педагог – профессия, помогающая понять себя и поверить в свои силы

Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества. В Могилевской области около 250 специалистов работают педагогами социальными. Из них примерно треть имеют небольшой стаж работы в должности. Именно для них в областном институте развития образования и была организована «школа молодого педагога». 24 сентября состоялась первая в этом учебном году встреча в форме семинара-практикума «Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в учреждениях образования».

Как известно, социальный педагог работает с детьми прежде всего в тех случаях, когда обычный подход к ним неэффективен. Он проводит индивидуальную воспитательную работу, посещает семьи, ведет разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе кружков, увлечений. Помочь разобраться в нюансах и тонкостях работы с несовершеннолетними, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа или организованы мероприятия комплексной реабилитации помогла участникам семинара Татьяна Зюзькевич, заведующий отделом профилактики и комплексной реабилитации Могилевского областного социально-педагогического центра. Рост личностных и социальных рисков, различного рода экстремальных ситуаций ставит перед учреждением образования задачу создания безопасной среды, в которой обучающийся будет защищен как на физическом, так и на психологическом и социальном уровнях. Педагог-практик из средней школы № 46 города Могилева Оксана Бублик выбрала основной темой своего выступления деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, милицией и, в случае необходимости, обращается к ним за помощью. Только вместе, во взаимодействии со всеми заинтересованными, учреждение образования способно выполнить профилактическую функцию: содействовать предупреждению и преодолению негативных поступков, создать условия для реализации внутреннего потенциала обучающихся и их социализацию в обществе. Социальный педагог всегда и везде представляет и защищает интересы ребенка в государственных учреждениях, комиссиях, административных органах. Защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних на конкретных примерах и результатах республиканского мониторинга по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было посвящено выступление педагога-психолога отдела защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Могилевского областного социально-педагогического центра Марины Максимовой. Подводя итоги семинара-практикума его модератор, методист отдела воспитательных систем и технологий Могилевского областного института развития образования Елена Гвоздева подчеркнула важность и значимость роли педагога социального в системе воспитательной работы учреждений образования области. Социальный педагог проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло. Пусть все у вас получится, наши молодые, творческие и инициативные коллеги!

Валерий Сидоренко, методист отдела воспитательных систем и технологий УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», контактная информация: тел. 8(0222) 74-03-86, e-mail: ovsit [at] yandex.ru