III Республиканская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы»

26 мая 2017 года в учреждении образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования» проведена III Республиканская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы», целью которой являлось содействие выявлению эффективного передового педагогического опыта, выявление перспективных направлений в разработке системного научно-методического сопровождения профессионального роста педагогических работников и специалистов образования.
В работе конференции приняли участие 214 человек из различных учреждений образования Республики Беларусь: педагогические работники и специалисты образования, администрация учреждений образования; профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования и дополнительного образования взрослых, научно-методических учреждений Республики Беларусь. К конференции было подготовлено 194 доклада, тезисов и сообщений, в которых с разных сторон освещены перспективные направления совершенствования образования и повышения квалификации педагогов, представлен эффективный педагогический опыт формирования функциональной грамотности обучающихся в системе общего среднего образования, применения ИКТ в образовательном процессе, деятельности образовательных учреждений в условиях инновационного развития. Все доклады, подготовленые к конференции, были приняты решением редакционной коллегии к публикации в авторской редакции.
Республиканский статус конференции подтверждается участием педагогических работников и специалистов образования из разных регионов Республики Беларусь: Минской, Гомельской и Могилёвской областей и г. Минска.
Для участников конференции подготовлены две выставки: выставка научно-методической и учебной литературы по вопросам научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов; выставка методических работ, посвящённая развитию региональной системы образования Могилёвской области.
В ходе пленарного заседания сделаны содержательные доклады по актуальным вопросам совершенствования современного образования:
Дизайн перспективного развития системы образования: проблемы, практика и решения (Жудро Михаил Михайлович, ректор учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования», кандидат экономических наук, доцент).
Инновационное движение – ресурс развития методологической культуры педагога (Снопкова Елена Ивановна, заведующий кафедрой педагогики УО «МГУ им. А. А. Кулешова, кандидат педагогических наук, доцент).
Тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогов (Авраменко Валентина Васильевна, доцент кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования», кандидат психологических наук).
Аксиологические ориентиры построения дидактической модели общего среднего образования (Гирина Валентина Николаевна, заведующий кафедрой дидактики и частных методик учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент).
Большой интерес у участников пленарного заседания вызывали сообщения из опыта работы:
Могилёвский фестиваль науки как образовательная площадка для обучения организации проектной и исследовательской деятельности учащихся (Плетнёв Александр Эдуардович, учитель физики лицея ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет).
Опыт инновационного развития государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилёва» (Громыко Лилия Владиславовна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 3 г. Могилёва».
Тэатр як форма пазакласнай працы ў сучаснай беларускай школе (з прыкладу дзейнасці тэатральнай групы “Васількі”) (Меньков Юрий Владимирович, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Ильичевская средняя школа» Рогачёвского района).
В процессе работы восьми секций рассмотрены организационно-методические условия осуществления преемственности ступеней образования, выявления позитивного опыта формирования функциональной грамотности обучающихся в системе общего среднего образования, применения информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования и другие актуальные для совершенствования системы образования Республики Беларусь вопросы.
Значительное внимание было уделено дискуссионным вопросам, таким как определение содержания и качества дополнительного образования педагогических работников и специалистов образования, разработка эффективных путей повышения квалификации педагогов в системе непрерывного образования.
Участники конференции отметили высокий научно-методический уровень проведенного мероприятия, выразили заинтересованность в развитии обмена опытом субъектов образовательного процесса.
Заслушав и обсудив доклады пленарного заседания, подведя итоги работы секций, участники конференции:

  • выразили заинтересованность в развитии обмена опытом субъектов образовательного процесса, создания максимально открытой и гибкой, привлекательной для педагогов системы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов;
  • оценили роль институтов развития образования в научно-методическом сопровождении повышения квалификации педагогических работников и специалистов образования;
  • отметили особую актуальность медиаобразования и повышения медиакомпетентности участников образовательного процесса;
  • акцентировали внимание на необходимости разработки содержательных и методических материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся в современной школе;
  • подчеркнули значимость основных направлений инновационной деятельности в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

Результатом работы конференции стал ряд предложений и рекомендаций:
 обеспечить педагогам и руководителям образовательных учреждений возможность непрерывного профессионального совершенствования через проведение обучающих семинаров, круглых столов по обмену опытом и реализации других инновационных форм профессионального общения, а также через развитие конкурсного движения педагогов;
 активизировать работу по созданию условий для трансляции опыта, накопленного педагогами в ходе педагогической деятельности, с целью продвижения конструктивных и перспективных идей по повышению качества образования;
 инициировать сетевое взаимодействие институтов развития образования по выработке общих подходов к определению содержания и качества дополнительного образования педагогических работников и специалистов образования и распространению эффективного опыта повышения квалификации;
 отделам образования, спорта и туризма поддержать предложение педагогов о создании творческих групп по разработке методических материалов с целью последовательной реализации компетентностного подхода и формирования функциональной грамотности учащихся в современных условиях совершенствования образовательной системы Республики Беларусь.
При подведении итогов работы конференции высказаны и более конкретные адресные пожелания учреждению образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования»:
 кафедрам дидактики и частных методик, педагогики и психологии включить в учебные программы повышения квалификации педагогов актуальные на данном этапе совершенствования общего среднего образования вопросы;
 начальникам отделов организовать разработку программ обучающих курсов (семинаров) по внедрению в учебный процесс учреждений общего среднего образования информационно-коммуникационных технологий, реализации интегративного подхода в формировании функциональной грамотности учащихся;
 сотрудникам кафедр дидактики и частных методик, педагогики и психологии активизировать подготовку и издание материалов по теоретическим и организационно-методическим вопросам работы в условиях совершенствования системы общего среднего образования, на занятиях создавать условия для обмена эффективным педагогическим опытом в областной образовательной системе.
Участники отметили целесообразность проведения конференции «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы» ежегодно в более ранние сроки (март-апрель).
В связи с тем, что сборник материалов издан до конференции, было принято решение осуществить рассылку итоговой резолюции конференции в электронном виде в учреждения дополнительного образования взрослых и другие заинтересованные в сотрудничестве учреждения образования Республики Беларусь, во все учреждения общего среднего образования Могилёвской области.
Предлагаем вашему вниманию выходные данные, содержание сборника конференции и сведения об авторах.
Сообщаем, что с материалами конференции можно более подробно познакомиться в библиотеке или отделе информационно-методической и издательском работы УО «МГОИРО».

Гирина Валентина Николаевна, заведующий кафедрой дидактики и частных методик учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент, контактная информация: тел. 8(0222) 400 306, e-mail: human [at] mogileviro.by, skype: Отдел дидактики и частных методик.

Смотреть ФОТОГАЛЕРЕЯ