Духовно-нравственная культура – основа профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и учащейся молодёжи

На семинаре – практикуме «Духовно-нравственная культура – основа профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и учащейся молодёжи» обсудили вопросы профилактики наркомании, алкоголизма как важной составляющей воспитания подрастающего поколения.

Семинар-практикум состоялся 23 ноября 2016 г. на базе учреждения образования «Могилёвский государственный экономический профессионально-технический колледж».

В работе семинара-практикума приняли участие 60 педагогических работников учреждений общего среднего и профессионально-технического образования Могилевской области.

В процессе работы семинара-практикума действовала выставка - ярмарка изделий декоративно-прикладного искусства учащихся учреждения образования «Могилёвский государственный экономический профессионально-технический колледж» «Грани мастерства»

На семинаре-практикуме состоялись обмен мнениями и обсуждение широкого круга вопросов связанных с организацией духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и учащейся молодёжи». В том числе подчеркивалась необходимость расширения сотрудничества учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, знакомства с инновационными методиками и технологиями, новейшими исследованиями и достижениями отечественных и зарубежных ученых и практиков по развитию целостной системы духовно-нравственного воспитания молодёжи как основы профилактики алкоголизма и наркомании.

Актуальным было выступление старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилёвский государственный областной институт развития образования» Судоревой Т.С. «Роль духовно-нравственного воспитания в профилактике алкоголизма и наркомании среди детей и учащейся молодёжи».
Судорева Т.С. отметила, что многофакторный характер профилактической работы предполагает координацию деятельности всех подразделений школы, родителей, учреждений дополнительного образования и общественности.

Не только познавательным, но и практико ориентированным было выступление Авраменко В. В., доцента кафедры педагогики и психологии учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидата психологических наук «Психологические основы духовно-нравственного воспитания обучающихся, профилактики алкоголизма и наркомании». Авраменко В.В. подчеркнула роль духовно-нравственного воспитания в профилактике алкоголизма и наркомании среди детей и учащейся молодёжи.
Особое внимание педагогов Авраменко В.В. обратила на значимость работы с родителями обучающихся. Ведь многие родители считают, что этой проблемой должна заниматься только школа. Но, на самом деле, первые шаги в данном направлении должны предпринимать сами родители с того момента, когда их ребёнок начинает познавать мир. Некоторые родители с часто не понимают, как это делать и зачем. В действительности, едва научившись различать предметы, и понимать, что можно делать, а что нет, у ребёнка формируются основные привычки и представление о том, что хорошо, а что плохо, что разрешено, а что запрещено. На этом этапе и закладывается фундамент для формирования мировоззрения в будущем. Как показывает статистика, в семье, в которой у родителей нет вредных привычек, вероятность того, что они будут у детей очень мала. Поэтому личный пример играет здесь важную роль.
И педагогам и родителям, подчеркнула Авраменко В.В., следует обращать наибольшее внимание на поведение учащихся в подростковом возрасте, когда психика ребёнка неустойчива, и вследствие этого наиболее подвержена различным соблазнам. Подросток должен чётко уяснить, что алкоголь, наркотики и сигареты — это не модно и не престижно, что эти негативные привычки приносят только вред для здоровья. Если ребёнок это поймёт, то риск того, что ему будет интересно попробовать, сводится к нулю.

Особый интерес аудитории вызвало выступление Чередниченко А. Н., заместителя главного врача учреждения здравоохранения «Могилёвский областной наркодиспансер». Чередниченко А.Н. ознакомил участников семинара-практикума с информационно аналитическими материалами по распространению алкоголя и наркотических веществ в Могилёвской области. Особое внимание Чередниченко А.Н. обратил на первичную профилактику, как средства создания своеобразного иммунитета у подрастающего поколения к наркотикам. В настоящее время – это реальная возможность снизить спрос на наркотики и значительно повысить эффективность борьбы с нарастающим агрессивным наступлением наркомафии на здоровье и жизнь детей. Чередниченко А.Н. раскрыл социальные, психологические и биологические факторы алкогольной и наркотической зависимости, отметил основные пути ее диагностики и лечения, заострил внимание на том, что серьезное влияние на развитие алкогольной зависимости у детей оказывают так называемые «питейные традиции» во время застолий, что современному обществу необходимо менять и пересматривать некоторые культурные обычаи и традиции – только в этом случае профилактика зависимости может стать эффективной.
Дискуссия, развернувшаяся после выступления Чередниченко А.Н., позволяет сделать вывод о том, что такие аспекты воспитательной работы с учащимися как система содействия подросткам в решении задач взросления, формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях, предполагает повышение качества психолого-педагогического сопровождения учащихся, развития системы опережающего воздействия.

Значимым было выступление Борисенко Т.К., заведующий учебно-методическим кабинетом Могилёвской, Мстиславской епархии «Деятельность клуба «Золотой Витязь» как средство формирования духовно-нравственной культуры обучающихся». Борисенко Т.К. акцентировала внимание участников семинара-практикума на роли духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодёжи как основы профилактики негативных явлений в молодёжной среде. Она поделилась опытом проведения встреч с учащимися в процессе заседаний киноклуба «Золотой Витязь». Борисенко Т.К. подчеркнула, что сейчас недостаточно просто разговаривать с детьми, показывать им страшные фильмы о вреде алкоголя и наркотиков, над которыми ребята иногда смеются, рисовать с ними плакаты за «здоровый образ жизни». Сейчас необходимо воспитывать полноценную личность, которая не будет нуждаться в том, чтобы что-то выпить или покурить.

В процессе работы педагогической мастерской «Когда кончаются уроки» заместителем директора по воспитательной работе Войновой И.А., заместителем директора по производственной работе Солодкиной Е.В. учреждения образования «Могилёвский государственный экономический профессионально-технический колледж» презентовался опыт работы педагогического коллектива по созданию в учебном заведении гуманной воспитывающей среды, способствующей развитию и саморазвитию личности, ее социализации.

Участники семинара-практикума в процессе экскурсии ознакомились с учебными аудиториями, производственными мастерскими, кабинетами для объединений по интересам, медицинским центром учебного заведения. Никого не оставили равнодушным музей колледжа, в котором экспозиции, в большинстве своём, выполнены педагогами совместно с учащимися и выступление вокального ансамбля «Дружбакі і сяброўкі»

Всем участникам семинара-практикума были представлены на электронном носителе материалы по актуальным аспектам воспитательной и идеологической работы в учреждении образования, рекламные проспекты о колледже.
Во время подведения итогов работы семинара-практикума отмечалась важность и актуальность темы обсуждения. Все участники были единодушны: цель семинара достигнута, работу по данному направлению необходимо продолжить.

Участники особо отметили тот факт, что участие в областных семинарах-практикумах необходимо и эффективно, так как способствует профессиональному и личностному росту, заставляет по новому взглянуть на свою работу, мотивирует к творчеству, позволяет ознакомиться с опытом работы коллег.

Результаты анкетирования участников семинара-практикума свидетельствуют о востребованности представленного опыта работы по заявленной проблеме и высокой оценке мероприятия.

Лариса Алексеевна Рябова, методист отдела воспитательных систем и технологий УО "Могилевский государственный областной институт развития образования", контактная информация: тел. 8(0222) 74-03-86, e-mail: vosp [at] mogileviro.by, ovsit [at] yandex.ru