Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса

Обеспечение учебного процесса осуществляется преподавателями кафедр педагогики и психологии, дошкольного и начального образования, а также методистами, начальниками центров и отделов института, специалистами системы образования области и республики, работающими на условиях почасовой оплаты. В планы работы кафедр включены вопросы обновления тематики и содержания лекционных и практических занятий, учебных программ, использования современных технологий обучения, проведения открытых занятий, тематики рефератов и выпускных работ, индивидуальных консультаций, материалов входной и выходной диагностики, списка рекомендуемой литературы психолого-педагогического блока для самостоятельной работы слушателей. Постоянно пополняется фонд учебной, научной и справочной литературы, нормативно-правовая база, перечень материалов лекций, методических пособий, раздаточных материалов, видео- и аудиозаписей.
Организуют и контролируют выполнение учебно-методической и научно-методической работы в институте отдел планирования и координации повышения квалификации кадров, кафедры, проректор по учебно-методической работе, проректор по научно-методической работе.

Учебный процесс

Учебный процесс осуществляется преподавателями кафедр на основе учебных программ, учебных и учебно-тематических планов повышения квалификации. Типовые учебные программы, учебные и учебно-тематические планы регулярно (не реже 1 раза в 2 года) пересматриваются с точки зрения соответствия их современным требованиям. В них вносятся необходимые изменения и дополнения, связанные с учетом новых требований по модернизации общего среднего образования, современных научных и научно-методических наработок белорусских и зарубежных ученых в области методики, педагогики, дидактики, психологии и других областей сферы образования. В учебно-тематическом плане определяется количество часов по каждому блоку, модулю, теме, в том числе с разбивкой по видам занятий. Объем лекционных занятий составляет не менее 20% и не более 60% от всего объема учебного времени и зависит от целей и задач повышения квалификации, категории слушателей.

Излагаемый учебный материал базируется на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, отражает наиболее актуальные и значимые педагогические проблемы сферы образования, полностью соответствует учебным программам. Лекции отличаются высоким научно-методическим уровнем и качеством преподавания, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы курсантов. С целью не только контроля качества учебного процесса, но и совершенствования технологий чтения лекций, обмена лучшим опытом преподавания, на кафедрах организовано систематическое взаимопосещение занятий преподавателей. Результаты взаимопосещений обсуждаются и анализируются на заседаниях кафедр.

Для привлечения опытных специалистов-практиков к работе со слушателями проводится предварительная работа по изучению базы учреждений образования, опыта работы специалистов, достигнутых результатов, запросов слушателей. С этой целью ежегодно в годовой план института включаются вопросы по изучению передового педагогического опыта, результатов повышения квалификации, состоянию учебной и методической работы на местах.

К работе на курсах, кроме преподавателей кафедр и методистов института, привлекаются также преподаватели других вузов и учреждений образования. Например, в 2008 году к учебной работе привлекался 81 преподаватель Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова, из них 44 – кандидаты и доктора наук; преподаватели и ученые Могилевского государственного университета продовольствия, Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», института им Гете (Германия) и других организаций и учреждений образования.

В 2008 году общее количество специалистов других учреждений образования, привлекавшихся к проведению учебной работы, составило 111 человек, 69 из которых имеют ученую степень.

Качество учебного процесса

Анализ материалов выходной диагностики, посещение лекционных и практических занятий, беседы со слушателями позволяют сделать вывод о том, что качество учебного процесса в институте находится на достаточно высоком уровне, который обеспечивается работой высококвалифицированных кадров как института, так и привлечением к этой работе специалистов вузов города, области, республики, а также творчески работающих учителей. Занятия проводятся с учетом современного состояния науки, с использованием материально-технической базы института (компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийный проектор и другое).

Организацией учебного процесса предусмотрена также самостоятельная работа слушателей. С этой целью они обеспечиваются учебно-методическими материалами, возможностью работать с литературой в библиотеке и компьютерных классах.

Итоговая аттестация слушателей, предусмотренная учебным и учебно-тематическим планами, проводится в соответствии с нормативной базой. Содержание вопросов и заданий, предлагаемых на зачетах и собеседованиях, соответствует учебным программам.

Преподаватели кафедр в соответствии с индивидуальными планами и графиками открытых мероприятий, которые имеются на кафедрах института, регулярно проводят открытые лекции, практические и семинарские занятия. Содержание проводимых лекций и практических занятий соответствует требованиям, предъявляемым к процессу повышения квалификации специалистов образования.

В целях совершенствования форм, методов и повышения эффективности учебного процесса, учебно-тематическими планами и программами предусматривается использование в лекциях и на практических занятиях видеоматериалов, компьютерной техники.

В рамках работы секций научно-практических конференций, методических семинаров, круглых столов, на заседаниях кафедр и совещаниях при ректоре особое внимание уделяется проблемам информатизации образовательного процесса, повышению качества учебно-методической и научно-методической работы, организации самостоятельной работы слушателей, внедрению новых образовательных технологий. В учебном процессе преподаватели кафедр института чаще всего используют технологии коллективного взаимообучения, деловые игры, технологии проблемного, проектного обучения и другие виды активной деятельности слушателей. Особой популярностью слушателей пользуются такие формы организации занятий, как лекционные занятия с элементами дискуссии, семинарские занятия с использованием групповой системы работы, деловые игры, выездные занятия, просмотр и анализ видеоуроков, тренинговые занятия, круглые столы, панорамы опыта.

Анализ посещенных представителями ректората и сотрудниками кафедр занятий при подготовке материалов самоконтроля, результаты выходной диагностики, беседы с преподавателями и слушателями позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне учебного процесса в институте.

В целях дидактического обеспечения учебного процесса преподаватели и методисты института разрабатывают методические материалы в соответствии с планами работы центров, отделов и кафедр и планом издательской деятельности института. В отделах и на кафедрах имеются папки с методическими разработками по изучаемым темам.
Каждый год на Совете института утверждается план издательской деятельности.

Издательская деятельность

Основными задачами издательской деятельности института являются:

- распространение передового педагогического опыта творчески работающих учителей и других категорий педагогических работников сферы образования;
- информирование широких слоев специалистов системы образования о новейших достижениях мировой и отечественной педагогической и психологической науки;
- пропаганда материалов научно-практических конференций и наработок творческих групп учителей-предметников и других категорий педагогических работников;
- ознакомление педагогической общественности с результатами экспериментальной и инновационной деятельности учреждений образования;
- тиражирование методических и дидактических материалов для обеспечения учебного процесса в институте;
- обеспечение районных и городских отделов образования нормативно-правовой информацией.

Для решения этих и других задач, возникающих в процессе деятельности, в институте функционирует редакционно-издательский отдел. Издательскую деятельность отдела курирует созданный в институте редакционно-издательский совет, который рассматривает поступившие в редакционно-издательский отдел материалы и принимает решение об их издании. Заседания совета происходят по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На совете также обсуждаются результаты издательской деятельности за предыдущий и утверждается план издательской деятельности института на предстоящий год.

За период с 10.06.2008 г. по 01.10.2009 г. в институте были изданы учебно-методические, дидактические, информационные и другие материалы 40 наименований общим тиражом 3260 экземпляров.